Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Вы здесь: Home

Материалы

К однодневному походу нужно подготовиться так же серьезно, как и к многодневному. Прежде всего необходимо определиться с целью. Можно выбрать пешую туристическую прогулку, краеведческий поход-экскурсию, экологический поход для ознакомления с красотой природы в ближайшей зеленой зоне. Последнее время очень популярен велотуризм. Все зависит от желания и физических возможностей туристов.

Для детей младшего и среднего школьного возраста подойдет спортивно-оздоровительный тип туристического похода. Как правило, за лето ребята приобретают хорошую физическую форму, и им вполне по силам преодолеть 10–12 км по пересеченной местности. Конечной целью похода можно выбрать культурную или природную достопримечательность ближайшего района. Это может быть памятник архитектуры, место известных исторических событий, музей-усадьба или просто красивое озеро. В любом случае вожатому необходимо подготовить интересную информацию по истории и культуре того места, куда направляется туристическая группа. Это, во-первых, делает поход более интересным и запоминающимся, во-вторых, способствует духовному и физическому развитию ребенка.

После того как выбраны цель и место похода, необходимо разработать маршрут, соответствующий возможностям каждого участника группы. Маршрут делится на начальную, целевую и заключительную части, для выполнения каждой отводится определенное время. При этом надо иметь план на случай экстренных ситуаций и обязательно поставить родителей в известность о том, куда, когда и на какой срок отправляется группа.

Снаряжение для однодневного похода, как правило, простое и функциональное. Подойдет одежда спортивного типа – кроссовки или туристические ботинки и ветрозащитный костюм или плащ-дождевик на случай непогоды. Для отдыха на привале лучше всего взять туристические коврики.

Если на маршруте нет родников или неизвестно санитарное состояние воды, то правильнее всего запастись питьевой водой с учетом того, что придется готовить пищу.

В однодневном туристическом походе хорошо отрабатываются умения и навыки, необходимые в будущем при многодневных пеших походах. Это может быть и правильная укладка рюкзаков, и оборудование места отдыха (бивака), и разжигание костра. В простейших походах детей можно научить пользоваться компасом и картой местности, по которой проходит маршрут.

Именно в одно-двухдневных походах отлично формируются и закрепляются навыки быстрой ходьбы, бега по слабопересеченной местности, преодоления препятствий, развиваются такие жизненно важные физические качества, как выносливость, координация движений, сила, быстрота.

Установлены примерные нагрузки для туристических походов с детьми. В пешем однодневном походе для детей 10–12 лет – 12 км с 3 кг груза; 13–14 лет – 15 км с 5 кг груза. В двухдневном походе соответственно – 20 км с 3 кг груза и 24 км с 6 кг груза.

При передвижении по маршруту в равномерном темпе после каждого часа ходьбы, как правило, делают десятиминутный привал.

Перед заключительной частью похода необходимо как следует отдохнуть. Место для большого привала выбирается так, чтобы оно было красивым и удобным для всех участников группы. Костер раскладывается в защищенном от ветра месте (разжигать огонь под деревом нельзя!). Сухой хворост, упавшие ветки и древесину можно найти в ближайшем лесу. Взрослые своим примером должны приучать детей бережно относиться к природе.

Пока готовится еда, детей можно занять разнообразными подвижными играми и состязаниями.

  • учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);
  • краеведческие (ознакомиться с новым районом, неизвестной местностью, их природой, историей, памятниками культуры и т. д.);

Но пусть придаст им силы древняя мудрость: ходить не вредно, вредно не ходить! Оздоровительный эффект пешеходных прогулок переоценить невозможно. Основное в путешествии — ходьба. Нет более естественного вида двигательной деятельности, чем этот. Физическое развитие детского организма происходит незаметно, исподволь. Ребенок приобретает опыт и уже спустя какое-то время сам удивляется: «И на этом самом маршруте нам было так трудно? Сейчас идем без усилий!» Туристские походы устраняют, как минимум, два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: гиподинамию и ожирение.

Какими же возможностями обладает туризм?

Во-первых, он позволяет ученику приобрестикачества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это — владение новыми (помимо привычных в условиях классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.

Во-вторых, в туристской деятельности можно обучить школьниковнавыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого — качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций. 

В-третьих, туризм имеет необходимыйпотенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе сверстников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля за реализацией принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами учащихся. А участие в самоуправлении туристской группы — постоянную необходимость проявления ответственности.

В-четвертых, включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию у негоготовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у школьника формируется отношение к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт пеших переходов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у ученика представление о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Туризм — деятельность, требующая проявления определенных качеств личности (целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.

Достигаются же такие результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, ходьбы пешком, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. Участники похода учатся самовосприятию собственного физического состояния во время и после физических нагрузок.

В-пятых, школьный туризм и краеведение — действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнениюобязанностей защитника Отечества. Ведь в походах можно посетить места боев, краеведческие музеи, памятные места, связанные с событиями военной истории Родины. Кроме того, готовность выпускника школы к реализации обязанностей защитника Отечества определяют знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, полученные им в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга.

В-шестых, в процессе туристских походов можно сформировать у учащихсяготовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они убирают место привала, чистят родник, огораживают муравейник, делают кормушки для птиц и животных.

Таким образом, учитель в туристско-краеведческой деятельности может решать педагогические проблемы: более прочное усвоение знаний за счет использования в преподавании краеведческого подхода, раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

Интерес к использованию туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях сегодня есть и у самих школьников. Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям, т.е. интерес познавательный.